Rss Feed
Яндекс.Метрика

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык является одним из наиболее значимых социокультурных феноменов в жизни человека. Ни полноценное бытие индивида, ни функционирование общества в целом без языка невозможно. Между тем, современная система образования, даже в гуманитарно-ориентированных учебных заведениях, не предполагает какой-либо лингвистической рефлексии. Даже простой на первый взгляд вопрос – «Что такое язык» ставит, как правило, школьников в тупик. Восполнение этого пробела в существующей системе образования и является основной задачей предлагаемого курса «Языкознание».
В рамках данного курса предполагается ознакомит учащихся с современными терминами и понятиями, существующими в науке о языке, формировать у учащихся понятийный аппарат, достаточный для самостоятельного анализа языковых явлений, показать школьникам разнообразие и непохожесть друг на друга языков мира.
При прохождении курса «Языкознание» предполагаются как лекционная, так и практическая форма ведения занятий. Предусмотрена также научная работа школьников, связанная с самостоятельной разработкой учеником той или иной темы, из числа предложенных преподавателем.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
В процессе преподавания курса языкознания сочетаются лекционная часть с самостоятельной работой школьников. Самостоятельная работа школьников может носить исследовательский характер. При прохождении данного курса активно используются знания, полученные школьниками на уроках русского и иностранного языков.

ВОЗРАСТ ОБУЧАЕМЫХ
Курс «Языкознание» предназначен для учащихся 7-х – 11-х классов (13 – 17 лет).

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
1) Язык и языкознание. Связь языкознания с другими науками.
2) Язык и языковой знак. Ярусное устройство языка.
3) Языковое родство. Ярусное устройство языка.
4) Морфологическая классификация языков.
5) Литературный язык, жаргон, диалект, просторечие.
6) Функциональные стили литературного языка.
7) Языковые контакты. Заимствования и их типы. Понятие о языковом союзе.
8) Пиджины и креольские языки.
9) Языки международного общения. Искусственные языки (эсперанто, волапюк, интерлингва и др.).
10) Речевой аппарат. Активные и пассивные органы речи.
11) Классификация гласных звуков.
12) Классификация согласных звуков.
13) Ударение и его типы.
14) Морфемика.
15) Историзмы, неологизмы. Архаизмы и историзмы.
16) Многозначность слов.
17) Омонимы, синонимы, антонимы, энантеосемизмы.
18) Основные типы словообразования.
19) Части речи.
20) Грамматическое значение и средства его выражения.
21) Фразеология.
22) Словосочетания и словесные ряды.
23) Предложение и его типы.
24) Возникновение и развитие письменности.

ЛИТЕРАТУРА
1) Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969.
2) Мечковская Н. Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М., 2001.
3) Мусорин А. Ю. Основы науки о языке. – Новосибирск, 2004.
4) Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 1996.