Rss Feed
Яндекс.Метрика

СИМОН ОКОЛЬСКИЙ. МИР ПОЛЬСКИЙ. АБДАНК (с латинского)

АБДАНК ИЛИ ХАБДАНК

Описание

Кромер кн.5 так описал герб. Содержит этот знак линии, соединенные на манер двух одинаковых треугольников, имеющих острые углы, открытые основания которых обращены вверх. Впрочем, его можно описать и более просто. Этот герб изображает латинскую маюскульную букву М, повернутую вверх основанием, к тому же удвоенную (?), или заглавную букву V, дважды повторенную и соединенную [одной частью с другой]. На красном поле белые тяги (?), над шлемом – корона, над которой еще один такой же герб.

Происхождение

Длугош, за которым следуют все остальные писатели, происхождение так объясняет. Восходит этот герб к могучему от природы, словно дуб, человеку по имени Скуба, и поэтому он первоначально назывался Скубов. Ибо когда он на глазах у князя победил сильнейшего человека из племени аллеманов, как сообщает Папроций, из низкого положения в число благородных призван был. Был он сильнейшим воином. Время [возникновения] герба не без основания относят к дням Граха (Крака?) – монарха и основателя Кракова. То самое изибретение, которым дракон под краковским замком был отравлен, быка, искусно изготовленного и наполненного натром, смолой, серой, песком, приписывают этому Скубе. Но есть и другие, которые приписывают это Граху. Поэтому в Собрании деяний поляков про Граха [написано]:
Серой наполнив овцу, Грак ее монстру кидает.
Пищей такой сражен, гибнет чудовищный зверь.

В 1109 году (откуда следует исчислять представителей герба Скубов в [нашем] Королевстве) изменено было название герба на Хабданк из-за комита (графа?) Иоанна Скарбека, посла Болеслава Кривоустого к императору Генриху. Ибо, когда император показал послам громадную сокровищницу и сказал, что этим он поляков покорит, Скарбек, в ответ на глупую похвальбу императора, бросил с сокровищницу колечко, которое на пальце носил, и сказал: «Пусть золото идет к золоту». Император понял насмешку и, отшучиваясь, сказал: «Habdank», то есть «спасибо». Отсюда герб Скубов получил название habdank. О, сила души посла! Гораздо большим мы тебе обязаны, чем о том Длугош пишет! Он сообщает, что были они мужи хитроумные и великие. Ты же тогда был величайшим! Строил некогда Нерон дворец из золота, драгоценных камней, сапфиров, разнообразного дорогого жемчуга. Для него придумали хрустальную арку, на которой были изображены солнце и луна, сообщает Светоний. Когда же он однажды с Сенатом совещался, пришёл в полдень некто из философов с сияющим лицом говоря: «Света к свету я не добавляю, но к стыдливости веду, чтобы при таком свете звёзд и героев в тёмном плаще без света появиться».

О муж великой души! Это не без основанья,
Что поднимает главу дух благородный такой.

Насколько же более благородной я нахожу душу этого посла, который в присутствии императора осмелился золото отправить к золоту. Так показал он, что ни у Королевства Польского, ни у нашего непобедимейшего короля нет недостатка в сокровищах и не будет его в счастливейших победах, основанных не только на справедливости, но также на благочестии и вере. Не потому ли Валерий Максим и похвалил город Циниаку, что жители её, свободные и независимые, единогласно ответили послам М. Брута, убеждавшим их деньгами откупиться: «Предки нам для защиты города не золото, но железо оставили». Насколько же большей похвалы заслуживает сказанное Каролем V, что на Бога нашего надежду полагаем. Нечего, говорит, нам бояться, когда под предводительством Бога сражаемся.

ДОБРОЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ АБДАНКАМ ВЕЛИКОГО СЕКРЕТАРЯ КОРОЛЕЙ И КНЯЗЕЙ

Когда древние только начинали использовать буквы со знаками, буквы в большом почёте у них были. Так Манлий в книге 4 «Астрономии» [пишет]:

Был он писатель, счастливый и буквой и словом.
Знаками он победил язык. И течение мысли
Выразил, коротко длинные речи подав.

И таких, к римскому счастью, писцов царских, квесторских, эдильских, жреческих, военных, не только Рим, но и Византия замечала. Куропал., кнн. «Об установлениях Константинопольского двора», стр. 233. Это предзнаменование, прежде всего, к вашему роду Абданк относится, ибо [у вас] буква в прославленный герб превращена. Как некогда спартанцы букву лямбду, а мессенцы букву ми на щитах своих [изображали], так и вы несёте свою сдвоеную букву, в символ её превратив. Пусть подтвердят сказанное Скарбеки – великие предводители королевских войск, пусть подтвердят великие архиепископы Влостыборский и Сломовский.

ВЕЛИЧАЙШИЕ В КОРОЛЕВСТВЕ

Есть ли что-нибудь великого на свете, о Хабданки, что вам ещё не было обещано? Клянусь Геркулесом, если кто либо чего-то вам не пообещает, само небо пообещает. Это весьма изящно выразил в эпиграмме о вашем гербе достопочтенный отец Матьяш Сарбевий из Общества Иисуса , говоря похвалу Каролю Ходкевичу.

Был велик Александр, был велик Помпей,
Был ты, Кароль, велик, был велик Отон.
Разумеется, этих великих прославили триумфы.
Ты, Кароль великий, их всех превзошёл.
Перечти своё родословие. Ты побеждаешь себя, ты побеждаешь врага.
Что не прочтут на земле, прочтут звёзды.
Если сомневаешься, дай Богу прочесть родословие это.
С неба высокого Величайший будет читать.

И достопочтенный Григорий Самбоританский в похвале Станиславу Сломовскому, архиепископу львовскому так о вашем гербе [писал]:

Одна маюскульная буква передаёт звук голоса,
А удвоенная буква свидетельствует о многочисленных делах.
Этот дом и этот герб знает весь Сломов,
Ибо он рождает превосходных своими делами мужей.
Тела у них сильны, души же сильны как дуб.
И доблестью эти мужи Родине трофеи приносят

ПАЛЬМА ДОБЛЕСТЕЙ

М. Варрон у Сервия [в комментариях] к шестой книге «Энеиды» говорит: «На пальмовых листах иногда словами, иногда знаками писали». Когда пальма не сможет стать более прекрасной, Доблестью, Верой, Славой эти знаки на ней напишите, о Геркулес, Улисс, Катон, Фабий, Метелл, Ганнибал. Буквами римляне символы военные обозначали, также, как первая буква из имени вождя всё имя обозначает. Алекс. от Алекс. кн. 4, гл. 2. Если на этих пальмах ваших эту вашу букву изобразите, Любой не только драконов, львов и слонов увидит, но и ясно [это] поймёт, и радостно об этом скажет.
Таков был Хоенский Иоанн, вице-канцлер Королевства, которого Филипп Падневский, епископ Краковский, в эпитафии высоко вознёс. Муж знаменитейший, удивительного разума, высокой души, доброго совета, обширных знаний, большой знаток законов. Вот что сказано о нём :
Был я советнико короля и опорой всего сената,
По воле Меркурия, Паллады и Веры
Я прошёл быстрый путь высшего блага,
Который мне даровала доблесть и слепая парка.

ВЕЛИЧАЙШИЕ ЗНАНИЕМ

О, как ясно показал Эвклид расхождение линий и, прежде всего, линий, соприкасающихся в точке. Отсюда, с одной стороны, вытекают углы, а с другой стороны – четырёхугольники, пятиугольники и другие вершины математических различий(?). Я, однако, покажу вам царицу, которой все остальные науки поклоняются. Падающие линии ваши образуют такую четвёрку:
Истина, Победа, Доблесть, Жизнь.
Они так тесно между собой соединены, что даже цепь Гомера не может быть теснее.
Ибо что такое Истина без Доблести?
Что такое доблесть без истины?
Что такое жизнь без победы?
Что такое Победа без Доблести и Жизни?

ВЫСШИЕ ВЕРОЙ

Кто прочтёт понятную книгу? Родословная линия ваша – это понятная книга. Ибо сдвоенная буква V волшебными связками соединена. Так кто же будет читать эту книгу? Её будет читать апокалиптический агнец, её будет читать мудрый. Как будет читать? Мудро.
Суета сует и всяческая суета. Следовательно, расстаньтесь с суетой. Пусть для ваших душ примером будет император Карл V, который отказавшись от скипетра империи, Господу своему жертву воздать поспешил и дни свои молитвам посвятил. Пусть будут всегда свежими в вашей памяти слова некоего умирающего философа: «Я оставляю кваканье лягушкам, карканье – воронам, суету – суетам». Подобным образом мужа вашего герба, Иоанна Конарского эпитафия в Кракове от 1580 года прославляет:
Почему презираемый всеми на жёстком дереве ты висишь?
Почему столь ужасную смерть добровольно терпишь ты, Христос?
За меня ты себя отдаёшь, мои преступления покрываешь.
На кресте ты умираешь, чтобы я не был бы распят.
Поэтому всё, что мне достанется в мире,
Моей душе и моему телу, - всё твоё.

ЛИНИЯ РОДА АБДАНК

Прародитель Скубов был в 999 году доблестным воином Клендовия (?). У него был сын Михаэль, комит (граф) высочайшего достоинства, у которого были сыновья:
I Ламперт, в 1083 году епископ Краковский. О нем Христофор Кантский в «Житиях Краковских епископов» [написал]:

Долго лишённую пастыря из-за убийства священника
Паству честный Ламперт тогда получил.
Перенёс он на свою кафедру кусочек [мощей] Станислава,
Поражённый многими чудесами.
Большая будет честь, погибшим во имя Христово
И вечная жизнь на небесах.

II Михаэль, от которого род Скарбеков произошел. Они выводят свой род из [местечка] Горы или Гора. Иоанн Скарбек, комит (граф?), был в 1109 году послом к императору Генриху.
Михаэль Скарбек из Горы, комит (граф?), построил в Великой Польше Люблинский монастырь и подарил его в 1114 году Ордену Святого Бенедикта. Там же и упокоился. Длугош его назвал мужем исключительной набожности и ревности к Богу и христианской религии.
Скарбек был предводителем королевского войска, и, сражаясь против Померанцев в 1106 году, во времена Болеслава Кривоустого, на виду у короля потерял правый глаз. Сражался также на Канинском (Собачьем) поле с императором Генрихом. Сражался и против чехов. Когда же он против князей дерзко и неверно выступил, он заблуждался (как передают) от чистого сердца. Руслав Комит, владения его Сулейовского монастыря князь Казимир расширил. Меховский кн.3,гл.10.
Иоанн Скарбек, коми тиз Горы, Покшивницкому монастырю, основанному казимиром, в 1186 году подарил несколько деревень.
Всебор Скарбек во времена Владислава II был предводителем войск Королевства. Кромер, кн.6.
Влостыбор, архиепископ Гнесны с 1279 года. Но утверждения не получил из-задкрного расположения князя Премислава. Пробыв архиепископом Гнесны пять лет, от архиепископства отказался.
Петриций Скарбек из Скожено. Длугош, епископ Познанский, под 1265 годом вспоминает сына комита Дрогослава.
Альберт, воевода Сендомирский. Кромер, кн.12, которого язычники пронзили стрелой из лука в 1357 году. И Длугош под 1488 годом упоминает Николая, кастелляна Каллистенского – Скору из Гор.
Скарбека из Горы привилегия Княжества Червонной Руси в замке Львовском называет управителем княжества в 1488 году. Его потомство на Руси той знаменито: Петр Скарбек, Иоанн Скарбек в Саранчуках, великой воинственности и большого ума муж. Он оставил сына Петра и дочь Маргарету, которую взял в жены Баворовский. Третий из них, вечной памяью знаменитый Рафаэль, который в браке с Островской герба Лелива имел потомство. Сестра этих Скарбеков была выдана замуж за земельного (земского?) судью Галиции, Львовского трибуна Мартина Вильчека.
Конарские. Они Скарбеки, поскольку поскольку Гора, из которой Скарбеки своё происхождение ведут, к ним перешла. Имения их в Великой Польше, у других – на зесле Сендомирской и у Венгерских гор. По слову Казимира Справедливого, как передаёт Кромер, были они большой рассудительности мужи. Иоаннн Конарский – епископ Краковский с 1534 года, как то полагает Папроцкий. Но Христофор Кантский относит получение им епископства к 1503 году. В его похвалу так он [написал]:

Иоанн Конарский, воевода Калисский, родной брат епископа, оставил сыновей: Адама, епископа Познаньского с 1547 года и Иоанна, кастелляна Калисского с 1578 года.От брака с Опалиньской, дочерью королевского маршалка и генерала Великой Польши оставил единственную дочь, которая в дальнейшем вышла замуж за Зборовского, кастелляна Гнесны. О его благочестии говорит эпитафия в Зборове.
Иоанн Конарский, настоятель Светомихальский, каноник Краковский, сын Станислава Конарского, прославленного Марсом и Палладой.Набожная душа этого настоятеля раскрывается в эпитафии 1580 года.

Колачковский из Конар. Имеет то де происхождение, но при дележе имений, из-за полученной им деревни Колачковицы был так назван. Премислав Колачковский из Конар, кастеллян Конарский при дворе Сигизмунда I, большим послушанием показал себя; во времена Сигизмунда Августа, пылая благочестием и ревностью к католической религии, служил послом к иностранным королям и князьям.
Убислав из Конар – муж учёный и умеющий говорить на языках других народов. От него, как из троянского коня, многие доблестные воины и ротмистры произошли. Внуки его, Пакозий и Якоб, сверх всякой меры в блеском и дружбой в Великой Польше выделялись. Николай Колачковский из Конар, сын Якоба, был кастелляном Кшивинским, Висловским и Пилевским, старостой светлейшего некогда короля Польши Сигизмунда III. На многих и ответственных постах , а более всего во время отсутствия [короля] и похода в Шведское Королевство надёжным и верным себя показал. В раннем детстве Светлейшего и Победоноснейшего Короля Польши Владислава IV он был его воспитателем, заботился о всяческом блеске и обходительности манер [будущего короля]. После себя оставил двух дочерей: Констанцию и Цецилию. Констанция вышла замуж за Стефана Грудзинского Великолепного из Грудны, воеводу Равского. Цецилию взял в жены Лешно Лешинский, воевода Брестский. Станислав Колачковский из Конар, настоятель Галистенский, каноник Гнесны, секретарь светлейшего Сигизмунда III во время Московского похода верно и доблестно послужил тогда еще Принцу Владиславу, ныне же – Славнейшему Королю Польши и Швеции. Андрей, их родной брат, Светлейшей Констанции Австрийской, супруги Светлейшего Сигизмунда III и Королевы, был слугой. Георгий, доблестный воин, был скор и на ссору с друзьями и на замирение. Андрей из Конар, сын Покосого, перебрался из Великой Польши в Воеводство Сендомирское. Был он муж высокого ума, владеющий и пером и словом, и по этой причине дорог он был яснейшему князю Острожскому Янушу, кастелляну Краковскому. Его труды в тяжелейшее для государства время использованы были. Он написал [трактат] о военном искусстве. Книга эта в архиве яснейшего сохраняться должна. Его сыновья, Андрей и Александр, были мужественными проверенными воинами против любого врага. У Андрея было четыре сына: Александр, Иоанн, Андрей, Станислав. Иоанн в комитате сиятельнейшей Констанции обязанности камердинера исполнял. Остальные для всего великого были рождены. Марк Пакосый, их двоюродный брат, доблестный воин, в Великой Польше на землях своего воеводства различными деяниями знаменит был. Его сыновья были Андрей и Альберт. Он в походах против различных врагов государства как доблестный воин показал себя. Сын Альберта, Прокопий, был муж доблестный и для великого рождённый. Пётр Колачковский из Конар был муж благочестивый и религиозный. Его сыновья – Мартин, Пётр , Георгий, - все доблестный воины, в исполнении всех дел искусны. Мартин был экономом Княжества Северского, умер в замке Смоленском. У Петра было пять сыновей от Елизаветы де Бнин: Адам при дворе Сиятельнейшего Короля Сигизмунда III много времени провёл, быстрым в делах себя показал. Сигизмунд, Иоанн, Пётр, Станислав на военной службе завершили срок своих бурных жизней. Якоб Колачковский из Конар, каноник Краковский и секретарь Священного Королевского Величества – муж учёный и с живым умом, вдохновлённый деяниями и подвигами своих предков им соответствовать стремился.
Хоенские в Великой Польше, в Калисском и Познаньском Воеводствах. Иоанна Хоенского, епископа Краковского, упоминает Кастал. под 1538 годом. Доблести его и души благочестивый настрой так показывает Кантский :

Сыновья от брата епископа: Гиерон, каноник Краковский и Познаньский с 1548 года и Пётр, который молодость свою среди чужих народов провёл, в армии римского императора Рудольфа больших успехов достиг. Хоенский был в то время предводителем войск князя Острожского против казаков.
Более знаменита фамилия Бучацких. Габриэль – староста Каменецкий 1260 год, Николай – воевода Подолии, Георгий и Иоанн – убиты татарами. Михаил Бучацкий – кастеллян Галиции, и другой – староста Снитинский, о которых много прекрасного и достойного вечной памяти сообщают историки, особенно Кромер, кн. 21, 28, 29. Теодора, управителя Подолии, при короле Владиславе он упоминает в кн. 20 и 22.
Якоб, епископ Плоцкий и многие другие мужи острого ума, пригодные для войны, победители врагов, прокураторы, о которых сообщают документы Королевства. Они заслужили стать небожителями. Так проходит слава мирская. И не без основания о смерти некто написал.

Сила? Не сила, но по своему праву я прихожу и забираю.
Проходят годы, месяцы, часы, дни.

Язловецкие из Бучац. Георгий Язловецкий в 1577 году воевода Русский, верховный вождь войск Королевства, староста Любаковский, Снятинский, Червоногродский. Никто из врагов принём на Королевство Святого Креста нападать не смел, никто из великих князей так глубоко во вражескую землю войска против него не водил. Но невозможно познать благо и не потерять его. После его смерти громадное опустошение в границах Королевства случилось из-за нашествия татар. От брака с Тарловной, дочерью королевского инцизора, он оставил [сыновей] Михаила, страстно стремившегося следовать отцу в исполнении всех дел, Николая, старосту Снятинского, который у народов чужих великолепные образцы дарования собрал, а вернувшись на родину, Янкулия, воеводу Валашского, врага России и Королевства в цепи заковал, и тот, по приказу короля, был казнён во Львове. Был он всюду знаменит и прославлен: в сенате – мудрыми речами, на войне – предводительством в походах, дома – человечностью. Были у него также сыновья: Андрей, староста Червоногродский, и Иероним. Дочерей же он выдал замуж, одну за Мартина Чурилу, другую за Вольского; Ядвига же была за Бельзецкого просватана. Все они были доблестные и благородные воины, но золотую линию Язловецких уже Иероним завершил, который будучи в браке с дочерью светлейшего князя Острожского, умер бездетным. В похвалу ему есть эпитафия в церкви Ордена Доминиканцев.
Бялоржецкие в Воеводстве Сендомирском. Мартин, епископ Каменецкий, аббат Светлой Могилы, мнргократно бывал послом к конфедератам, к императору Максимилиану, чтобы тот отступился от Королевства Польского, в Венгрию, на похороны Христофора Батория. Он написал много книг для пользы святой церкви.

Андрей, которого другие называют Станиславом, в 1578 году – аббат Андрейовский, не уступал брату добротой, милосердием, набожностью.
Слумовский Станислав – при короле Сигизмунде – епископ Лаодицкий, Суффроганский, Краковский. Был он заметен своими знаниями и доблестью. Архиепископ Львовский. О нём Скробизовий, каноник Львовский, [так написал]:

Большим трудом
Доставил своей кафедре он всякое благо

Пенкославские в Воеводстве Сендомирском из Пенкославиц. Станислав при Георгии Язловецком неутомимый был воин, потом у Гедана предводительствовал отрядами светлейшего и достопочтеннейшего Краковского епископа, , королём Стефаном под Латерной неусыпным стражем боевых машин был поставлен, короля убедил выступить против скифов и московитов на Полоцк, был избран предводителем войска и направлен в Филяндию (именно такое написание! – А. М.), где в награду за заслуги свои вместе с денежной суммой получил по привилегии Мариембург и Аскарад.
Чеклинские из Чеклина. Из России в Польшу и под горы Венгерские они переселились. С тех пор и в походных шатрах, и в совете короля и князей процветают, о славе дома своего заботятся. Станислав Чеклинский был подстаростой Саноценским. Он, как гласит эпитафия, выдающийся верой, доблестью, мудростью, в Боге опочил в 1568 году. Андрей, его сын, каноник Краковский, во многих языках был искусен. Был избран епископом. О нём Папроцкий сообщает, что он был знаменит жизнью, умом, учёностью, строгостью нравов. Николай, родной брат Станислава, был бургграфом Краковским. Он оставил после себя сына Флориана, комория Сендомирского Воеводства, и Христофора, доблестного воина. У Флориана от брака с дочерью Кресия был сын Иоанн, коморий Сендомирского Воеводства и подстароста Новогрудский. Другой его сын – Станислав был ротмистром до самой старости. Был ещё сын Николай, который у Молдавского господаря на военной службе состоял. От него остались сыновья: Добеслав, секретарь его светлейшего Королевского величества, Александр и Иоанн. Других Чеклинских, достойных бессмертной славы, многочисленные эпитафии упоминают. Потомство будет пытаться славными свершениями и доблестью их останки из могил вызвать и оживить.
Варсицкие в Ланцицком Воеводстве в мире и на войне славой покрыты всегда процветают. Происхождение своё от фамилии Скарбек они ведут, и как тот первый в своём роду Иоанн Скарбек из Горы для возвышения достоинства Польши при дворе императора Генриха, похваляющегося огромным количеством золота, золото с собственной руки сняв, туда его бросил, получив со славой новое имя Хабданк, так и эти, от родовой доблести предков не отступив, драгоценным золотом благородства родину свою обогатили. Из этой блистательной семьи, как из Троянского Коня, прославленные выходят мужи, из которых одних – Марса труды бесконечные, других – сладостного мира тишина, тех – забота о родине, этих – забота о родине, тех – любовь и верность князей (к князьям?), всех – польза для доброго сообщества украсила. Как могущественны те, которые полагают, что они рождены не для себя, но для родины и для всех достойных [людей].
Их родовой герб представляет три силы (три тяги) внизу соединённые, вверху же разведённые порознь. Я поверю, что герб этот, по спартанскому обычаю, несёт [на себе] символы трёх поколений этой семьи: старика, юноши и мальчика. Седовласые старцы со славой поют: «Мы некогда были прославленными на войне мужами», юноши, для доблести рождённые и воспитанные, говорят: «Мы такими же будем, если хочешь испытать нас в деле», мальчики, стремящиеся (букв.: спешащие) к природной доблести предков, торжественно клянутся: «Мы мужеством многого достигнем!». Разве не достигнут? И если эти силы Титан Сарматский не терять собирается, но крепко держать в потомстве своём, не без основания к нему отнесу слова Бакхиды из Плавта :

Идите, ныне, сильные, туда,
Куда ведёт вас путь высокого примера.

Ланцицкие земельные акта под 1484 годом упоминают Станислава из Варшиц, который Винценциане из Лазениц, воеводихе Брестской и старостихе Ланцицкой оставил наследственного имущества на четыре тысячи золотых венгерских флоренов и расположенный в том же воеводстве городок Скошевы с относящимися к нему деревнями, как то : Бышово, Кален, Мечкова Воля, Москев, Полик, Витковицы, Бендон, Бучек, Остров, Паржицы, Чержхов, Модлна, Кршешов Большой и Малый, Лезница Большая, Богданцов, Тыменица, Домбровка Большая и Малая. Эти богатства от указанной Винценцианы в 1484 году от Рождества Христова перешли к королю Казимиру, как об этом акты свидетельствуют.
Акт о границах земельных. Третий день перед Пасхой в год от Рождества Господа нашего тысяча четыреста восемьдесят четвёртый.
Благородный Станислав из Варшиц, здравый разумом и крепкий телом, без какого-либо давления и принуждения, не будучи введён в заблуждение какой-либо ошибкой, обсудив это со своими друзьями и доверяя их здравому совету, публично и гласно объявил, что всё своё наследственное имущество, в размере четырёх тысяч венгерских флоренов золотом, городок Скошевы, а также деревни, к этому городку относящиеся, как то: Бышевы, Кален, Мечкова Воля, Москев, Полик, Витковицы, Бендон, Бучек, Остров, Паржицы, Чержхов, Модлна, Кршешов Большой и Малый, Лезница Большая, Богданцов, Тыменица, Домбровка Большая и Малая со всеми правами, которыми имение обладает, полями, лугами, пастбищами, лесами, борами, рощами, кустарниками, охотничьими угодьями, водами, прудами, реками, ручьями, озёрами, водяными мельницами, ветряными мельницами, доходами от них, городскими и сельскими жителями, кметами, имуществом, доходами, работами, почтовыми и транспортными повинностями, строениями, владениями, садами и всеми плодами, и всевозможными благами, относящимися к названому вышеописанному имуществу, каковые там сейчас есть, или в будущем появиться могут, ничего для себя из всего этого не извлекая, в дар великолепной Винценциане из Лазниц или из Вязда, воеводихе Брестской и Ланцицкой Это совершено в присутствии благородного судьи Иоанна из Рогозно.
Благочестие их перед Богом было таково, что делали они щедрые пожертвования на храмы. В Модлне, старинном владении Варшицких, поставлена церковь, которая от самого основания своего, их руками поднята. Капелла, также пристроенная к церкви на их средства, и ныне стоит, служит общей усыпальницей всей семьи Варшицких. Кроме того, церковь святых дев варшавских также трудами этой семьи построена. Её Станислав Варшицкий, королевский казначей от фундамента поднял, одарил, своим собственным погребением прославил. Пожертвовал он также на церковь города Бржежины, в которой погребена его сестра Мариана из Варшиц, бывшая замужем за Ласецким, Лацицким хорунжим.
Из того же дома происходит Иоанн, сын Якоба Варшицкого. Когда он с оружием в руках защищал родину от вторгшихся врагов, мужественно сражаясь в боевом строю под Ревелем , убит был. Тысячами смертей приходится платить за драгоценнейшую невредимость Родины. Матьяш же, меченосец Ланцицкий, от брака с Румишевской троих многообещающих сыновей имел: Иоанна, который под командованием Замоского конными отрядами предводительствовал, умер неженатым. Вряд ли я ошибусь насчёт Эпаминонда , если вспомню сказанное о нём: когда его спросили, какую пользу может принести человек, не состоящий в браке , он ответил: «Не колебаться умереть за Родину».
За ним следовал Станислав Варшицкий, сын того же Матьяша после Иоанна. Он заслуживает похвалы за то, что и старательному учению, и доблести причастен был. Он первый при дворе Светлейшей Анны Ягеллон с большой честью для своей семьи вращался, позднее перешёл ко двору светлейшего Сигизмунда III, который при жизни так его любил, что после смерти его погребальные торжества своим королевским присутствием пожелал украсить. Когда же он отплывал в Швецию для возвращения себе своего наследственного королевства, его единственного в качестве спутника при себе имел. Когда же у него в Швеции были трудные времена, тот ему большую помощь оказал. Он того же короля поддержал силой конных и пеших копейщиков, выставленных за свой собственный счёт. Сделал он это, будучи движим исключительно любовью к королю. В походах, предпринятых против московитов, в наводящей ужас гражданской войне, он верным себя королю показал. Заслужил он большую похвалу, будучи в посольстве к Иоанну Васильевичу, Великому Князю Московии. Впоследствии, тем же королём, при дворе которого он был так любим, был назначен он верховным казначеем Королевства, и в этой должности такую высоту доблести и милосердия показал, что взоры всех на себя обратил, прекрасный пример для подражания потомству оставил. Ибо, когда во время конфедерации всюду разнузданное буйство воинов свирепствовало, и все общественные налоги были захвачены, поставки же, предназначенные для королевского стола уменьшились, он в течение нескольких месяцев собственными плодами поддерживал достоинств королевского стола. Умер он в 1616 году и варшавской церкви, на его же средства построенной, был похоронен. Слава его никогда не умрёт, прах его она уже пережила.
Третьим сыном Матьяша Варшицкого был Андрей, подкоморий. Он вёл жизнь спокойную, далёкую от каких-либо честолюбивых устремлений. Занятый частными делами он несколько раз отказывался от предлагавшегося ему сенаторского звания, вступил в брак с Катариной из Ракшиц герба Побог, женщиной редкостного разума и святости. О ней можно сказать словами Иисуса, сына Сирахова: «Что Солнце, восходящее на высотах Господних, то красота добой жены в убранстве дома её », ибо нравами и супружеским благочестием прославленную семью Варшицких она удивительным образом осветила, и в святой вере потомство своё воспитав, как бы чистого золота в сокровищницу Хабданков добавила. Напрасно, о Корнелия , матерь Гракхов и украшение дома своего, горделиво нам сыновей своих представляешь, из школы идущих.Вот Катарина Варшицкая мужу своему троих сыновей и двоих дочерей родив, всей Польши похвалу себе снискала.
Адам Варшицкий был придворным Светлейшего Королевского Величества Станислава, Верховным Воеводой Мазовии. Он взял себе в супруги племянницу и наследницу Верховного Краковского Кастеляна , князя Збаражского, княжну из Вишневец. Павел был Кастеляном Конарским, Ланцицким. Их, я полагаю, можно прославить словами Горация:

Идите, сильные,
И широкой грудью путь преградите бедствиям.

Кроме этих трёх украшений Королевства, родила она двоих дочерей,из которых старшая по рождению, Катарина, первым браком была замужем за Светлейшим Габриэлем, Графом Тарновским, Верховным Старостой Краковским, а после смерти его, за светлейшим Иоанном Зебржидовским, меченосцем Королевства. Другая же дочь, младшая по рождению,была выдана за великолепного господина Георгия Калиновского, и, преждевременно умерев, мир живых покинула и погребена в церкви Святого Доминика, которую её мать своими подношениями от фундамента подняла и одарила. Из этой семьи ныне здравствует Александр Варшицкий, унаследовавший Варшицы и Бялы, человек успешный в делах и владеющий иностранными языками, ведёт частную жизнь, от брака с Валовской детей имеет.
Суходольские в Сендомирском Воеводстве. Николай, староста Ксенжинский и Марнавский, будучи московитами в 1578 году осаждён, мужественно врага отразил. Московитам, притащившим осадные орудия, победителем себя показал, князя Оболенского, князя Кропоткина и других в плен захватил, небольшое войско имея, со славою над врагом восторжествовал.
Левиковские. Альберт, военных частей предводитель, под началом таких великих полководцев, как Замойский, Жолкевский, Конецпольский был в Венгерском, Молдавском и других походах.
Роговские в Родомском дистрикте. Счастлив аббат Сенчеховский, как о том гласит эпитафия.:
Счастлив аббат Роговский, здесь погребённый,
Прах здесь только лежит,
А то, что было бессмертным, взято на звёздное небо.
Слава также на земле не узнает смерти.

Иоанн Роговский был муж Марса и Паллады. Его родной брат Станислав в дистрикте Хелмском усадьбу поставил. Николай от брака с Седлецкой потомство оставил.
Боржиковские в Сирадском Воеводстве. Фридерик, настоятель Штейбергский в Моравии, муж острого ума, своим благочестием прославлен.
Пётрашевские в Сендомирском Воеводстве. Иоанн был подстароста Освенцимский. Государству был полезен как посол.
Анкуйловичи в Краковском Воеводстве. Бешевские в Сендомирском Воеводстве.
Пршесвицкие из Ленчицкого Воеводства. Станислав получил имущество (имение?) в Сендомирском Воеводстве.
Радзановские в Вислицком дистрикте.
Мильковские в Сендомирском Воеводстве. Якоб был воином-ветераном под знамёнами Замоских (Замойских?).
Югошевские в Сендомирском Воеводстве.
Клоновские в Родомском дистрикте.
Ковальские, знаменитые доблестью.
Дуниковские в Премысльской Земле.
Быстршейовские из Люблинского Воеводства.
Длотовские оттуда же.
Чарковские из Дробицкого Дистрикта.
Воеводские из Подляшья. Один из них московитами был жестоко убит, когда Владислав IV штурмовал Смоленск.
Миколаевские в Гнесненском Воеводстве.
Шчиенские там же.