Rss Feed
Яндекс.Метрика

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (01)

УРОК I

АЛФАВИТ
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

ABECEDARIUM LATINUM

Aa [а] Bb [б] Cc [к, ц] Dd [д] Ee [э] Ff [ф] Gg [г] Hh [укр. г или х] Ii [и] Jj [й] Kk [к] Ll [ль] Mm [м] Nn [н] Oo [о] Pp [п] Qq Rr [р] Ss [с, з] Tt [т] Uu [у] Vv [в] Xx [кс] Yy [и] Zz [з]

Диграфы Диграфом называется такое сочетание двух букв, которое обозначает один звук. Диграфы бывают гласные и согласные. К согласным диграфам относятся ch [х], ph [ф], th [т], rh [р]. Последние три диграфа встречаются только в словах, заимствованных из греческого языка. К гласным диграфам относятся: ae [э], oe – звук, подобный английскому [?:], немецкому [?] , или французскому [?].

Чтение буквы C Буква C перед e, i, y, а также перед диграфами ae, oe читается как русская [ц]. Во всех остальных случаях эта буква читается как [к].

Чтение буквы Q Буква Q употребляется только в сочетании с буквой U. Сочетание Qu (qu) читается как [кв].

Сочетание NGU Сочетание NGU перед последующей гласной читается как [нгв]. Например: lingua [лингва] – «язык». Перед согласным сочетание NGU читается как [нгу]: angulus [ангулюс] – «угол».

Чтение буквы S Буква S в положении между гласными читается как [з]. Например: causa [кауза] – «причина». Во всех остальных случаях она читается как [с]: sol [соль] – «солнце», ursus [урсус] – «медведь».

Чтение буквы X Буква X в положении между гласными, при условии, что гласный звук, который стоит после X, находится под ударением, читается как [гз]. Например: examen [эгз?мэн] – «экзамен, испытание». Во всех остальных случаях эта буква читается как [кс]: dixi [дикси] – «я сказал», judex [юдэкс] – «судья».

Чтение буквосочетания ti Буквосочетание ti перед последующей гласной читается как [ци]. Например: lectio [лекцио] – «лекция», otium [оциум] – «отдых, досуг», justitia [юстициа] – «справедливость». Если перед сочетанием ti стоит буква s, x, или t, это правило не действует: quaestio [квэстио] – «вопрос», ostium [остиум] – «вход». Перед согласной, а также в конце слова сочетание ti читается как [ти]: timor [тимор] – «страх, ужас», ignoti [игноти] – «неизвестные».

Долгота и краткость гласных В латинском языке различаются долгие и краткие гласные звуки. Долгота гласного в словарях и учебных пособиях обозначается горизонтальной чертой над буквой: ?, краткость – знаком, напоминающим подкову: ?. В неучебных текстах долгота и краткость гласных на письме не обозначается. В данном пособии долгота или краткость гласных указывается в основном в тех случаях, когда это необходимо для правильной постановки ударения. Гласные обозначаемые диграфами ae, oe – всегда долгие. Гласный звук, стоящий перед другим гласным, всегда краткий.

Ударение
1. Ударение никогда не падает на последний слог.
2. Ударение падает на предпоследний слог, если гласный звук в предпоследнем слоге долгий.
3. Если гласный звук в предпоследнем слоге краткий, ударение падает на третий слог с конца. Далее третьего слога с конца ударение смещаться не может.

Упражнение I
Прочитайте вслух следующие латинские слова. Затранскрибируйте их русскими буквами.

Recte, cena, cauda, casus, caelum, coepi, recitare, scribere, facio, clam, accuso, accepi, Cyprus, caecus, comma, dic, ecclesia, cibus, copia, carmen, judicium, duc, cuc?rri, tecum constrictor, visum, jeci;
bestia, actio, gratia, ulti?nes, ex?mplum, lux, max?mus, dix?runt, fossa, palatium, Asia, sus, syrus, obligatio;
poena, praemium, praetor, philosophia, sphaera, aeger, foedus, pulcher, unguis, quoque, aqua, zuma, mazon?mus, chorus, sanguis, echo, Gracchus, jejunium, jentac?lum.

Упражнение II
Затранскрибируйте русскими буквами следующие латинские пословицы. Выучите их наизусть.

1. Fest?na lente. – Торопись медленно.
2. Scientia potentia est. – Знание – сила.
3. Viv?re est cogit?re. – Жить – значит мыслить.
4. Mens sana in corpore sano. – В здоровом теле – здоровый дух.

УРОК II

ПАДЕЖНАЯ СИСТЕМА ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ
ГЛАГОЛ «БЫТЬ»

В латинском языке, как и в русском, имена существительные различаются по числам и падежам. Падежи эти следующие:

Nominat?vus – Именительный
Genet?vus – Родительный
Dat?vus – Дательный
Accusat?vus – Винительный
Ablat?vus – Отложительный
Vocat?vus – Звательный

Первые четыре падежа латинского языка в целом соответствуют первым четырём падежам латинского языка. О двух последних следует сказать особо. Отложительный падеж (Ablat?vus) соответствует русскому творительному падежу, русскому предложному падежу, и, кроме того, представляет собой падеж, обратный дательному. Если дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему?, то отложительный падеж – на вопросы от кого? от чего? откуда?
Звательный падеж (Vocat?vus) ни на какой вопрос не отвечает. Эту падежную форму принимают имена существительные, стоящие в позиции обращения. На современный русский язык Vocat?vus переводится именительным падежом. В старорусском языке ему соответствовали формы «Боже», «княже», «друже», «отче», «старче» и т. д.
Все существительные латинского языка распределяются между пятью склонениями. Склонением называется группа существительных, имеющих одинаковый набор окончаний. К первому склонению относятся имена существительные, оканчивающиеся в именительном падеже единственном числе на –а. Почти все они относятся к женскому роду, и лишь немногие исключения, список которых будет приведён ниже – к мужскому.
Рассмотрим это склонение на примере существительного ancilla – «рабыня, служанка».

Singularis – Единственное число Pluralis – Множественное число

N. anc?lla – служанка anc?llae – служанки
G. anc?llae – служанки anc?ll?rum - служанок
D. anc?llae – служанке ancillis – служанкам
Ac. ancillam – служанку ancillas – служанок
Ab. ancill? – служанкой ancillis – служанками
V. anc?lla – служанка! anc?llae – служанки!

Спряжение глагола «быть» в настоящем времени

В латинском языке, в отличие от русского, невозможно построить предложение без глагола. Если по-русски мы можем сказать «Пётр - судья», то по-латыни – только Petrus est judex, т. е. «Пётр есть судья». Глагол «быть» спрягается в настоящем времени следующим образом.

esse – быть

sum – я есть sumus – мы есть
es – вы есть estis – вы есть
est – он, она, оно есть sunt – они есть

Упражнение I
Просклоняйте следующие существительные:

Vita – «жизнь», terra – «земля», aqua – «вода», familia – «семья», schola - «школа», victoria – «победа», ins?la – «остров», via – «дорога», bestia – «зверь, животное», silva – «лес», injuria – «обида, несправедливость».

Упражнение II
Переведите предложения на русский язык. Затранскрибируйте их русскими буквами.

1) Terra est sphaera. 2) Jurisprudentia est schola vitae. 3) Illae puellae sunt am?cae. 4) Illae puellae sunt discip?lae scholae nostrae. 5) In silvis patriae nostrae sunt bestiae. 6) Vita besti?rum non longa est. 7) Sumus inc?lae ins?lae. 8) Inc?lae insul?rum quoque estis.

СЛОВА

am?ca (f)- подруга
bestia (f) – животное, зверь
discip?la (f) – ученица
illae (f) – эти
in – в
inc?la (m, f) – житель, жительница
ins?la (f) – остров
jurisprudentia (f) – юриспруденция
longa – длинная, долгая nostra - наша
patria (f) – родина
puella (f) – девочка
quoque – тоже, также
schola (f) – школа
sphaera (f) – шар, сфера
silva (f) - лес
terra (f) – земля
vita (f) - жизнь

Упражнение III
Из упражнений I и II выпишите слова:
а) заимствованные русским языком без изменения значения;
б) заимствованные русским языком с изменением значения;
в) заимствованные изучаемым вами иностранным языком без изменения значения;
г) заимствованные изучаемым вами иностранным языком с изменением значения.

УРОК III

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЛАГОЛЕ
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (PRAESENS) ГЛАГОЛОВ I, II, IV СПРЯЖЕНИЙ

Любой латинский глагол даётся в словаре и заучивается наизусть в четырёх формах. Например: jud?co, jud?c?vi, jud?c?tum, jud?c?re – «судить». Первая форма глагола – это форма первого лица, единственного числа, настоящего времени, т. е. «я сужу». Она всегда оканчивается на –о. Вторая форма глагола – форма первого лица, единственного числа, перфекта (законченного прошедшего времени) – «я судил». Эта форма всегда оканчивается на –?. Третья форма называется супин (supinum). Она всегда оканчивается на –um. О значении этой формы будет сказано отдельно. Четвёртая форма – это инфинитив (неопределённая форма глагола). У правильных глаголов она оканчивается на –re.
Все глаголы латинского языка распределяются между четырьмя спряжениями. Чтобы определить номер спряжения, нужно взять четвёртую форму глагола, мысленно убрать окончание –re и посмотреть на какую гласную оканчивается основа. Если основа глагола оканчивается на -? , это глагол первого спряжения, если основа глагола оканчивается на –? – это глагол второго спряжения, глагол с основой на –? относится к третьему спряжению, а глагол с основой на –? – к четвёртому.
Глаголы латинского языка изменяются по лицам и по числам. Глаголы первого и второго спряжения спрягаются в настоящем времени следующим образом.

I спряжение

jud?co, jud?c?vi, jud?c?tum, jud?c?re – «судить»

jud?co – сужу jud?c?mus – судим
jud?c?s – судишь jud?c?tis – судите
jud?c?t – судит jud?c?nt – судят

II спряжение

habeo, habui, hab?tum, hab?re

habeo – имею hab?mus - имеем
hab?s – имеешь hab?tis – имеете
hab?t – имеет hab?nt – имеют

Глаголы четвёртого спряжения отличаются от глаголов первого и второго спряжений тем, что в третьем лице множественном числе между основой и окончанием -nt у них появляется соединительный гласный –u.

audio, aud?vi, aud?tum, aud?re

audio – слушаю aud?mus – слушаем
aud?s – слушаешь aud?tis – слушаете
aud?t – слушает aud?unt – слушают

Существительные первого склонения мужского рода

Как уже было сказано выше, некоторые существительные первого склонения относятся не к женскому, но к мужскому роду. Соотносятся они с прилагательными и местоимениями мужского рода. Сюда относятся: nauta – «моряк», agric?la – «земледелец», pirata – «пират», lan?sta – «учитель в школе гладиаторов», poeta – «поэт», scriba – «писец, переписчик», coll?ga – «коллега», propheta – «пророк» и некоторые другие. Как можно заметить, сюда относятся названия специфически мужских для древности и средневековья профессий.
Некоторые существительные первого склонения, в зависимости от контекста, могут принимать как мужской, так и женский род. Сюда, например, относятся inc?la – «житель, жительница», adv?na – «гость, гостья». Некоторым аналогом таких слов в русском языке служит существительное «сирота»: сиротой может быть и девочка и мальчик; можно сказать «эта сирота» и «этот сирота».

Упражнение I
Определите номер спряжения глаголов, инфинитивы которых приведены здесь.

Vid?re – «видеть», fin?re – «кончать, заканчивать», cant?re – «петь», monstr?re – «показывать», leg?re – «читать», tac?re - «молчать», dic?re – «говорить», sent?re – «чувствовать», duc?re – «вести», scrib?re – «писать», pun?re – «наказывать», mitt?re - «посылать», doc?re – «учить, обучать», spect?re – «смотреть».

Упражнение II
Образуйте указанные грамматические формы следующих существительных.

Nauta – acc. sing., poeta – gen. pl., adv?na – dat. pl., coll?ga – dat. sg., agric?la – acc. pl., scriba – abl. pl., pirata – gen. pl., inc?la – nom. pl., lan?sta – abl. sg.

Упражнение III
Переведите текст. Затранскрибируйте русскими буквами три первых предложения. В затранскрибированных предложениях поставьте ударение над каждым словом.

Inc?lae ins?lae nautae et agric?lae sunt. Nautae nav?gant, agric?lae in terr? laborant. In ins?la schola magna et pulchra est. Puellae Julia et Tullia in scholam prop?rant. Julia filia nautae, Tullia filia agric?lae est. In schola magistra puellas leg?re, scrib?re et numer?re docet. Discip?lae mag?stram audiunt. Si mag?stra narrat, discip?lae tacent. Hodie magistra discip?lis de vita besti?rum narrat.

СЛОВА

agric?la (m)– земледелец
audio, aud?vi, aud?tum, aud?re – слушать
doceo, docui, doctum, doc?re – учить, обучать
et - и
filia (f) – дочь
hodie - сегодня
Julia (f) – Юлия (женское имя)
lab?ro, labor?vi, labor?tum, labor?re - работать
lego, legi, lectum, leg?re - читать
magistra (f) – учительница
magna – большая
narro, narr?vi, narr?tum, narr?re – рассказывать nauta (m) - моряк
nav?go, nav?g?vi, nav?g?tum, nav?g?re – плавать (на кораблях)
num?ro, num?r?vi, num?r?tum, num?r?re – считать
prop?ro, proper?vi, proper?tum, proper?re – идти, спешить
pulchra - красивая
scribo, scripsi, scriptum, scrib?re – писать
si - если
taceo, tacui, tac?tum, tac?re - молчать
Tullia (f) – Туллия (женское имя)

Упражнение IV
Переведите на латинский язык следующие предложения.

1) Учительница работает в школе. 2) Моряк рассказывает дочери о пиратах. 3) Девочки слушают моряка. 4) Учительница идёт в школу. 5) Дочери моряков сегодня не работают.

Упражнение V
Выучите следующие латинские пословицы. Из текста пословиц выпишите все глаголы, укажите их число и лицо.

1) Aquila non captat muscas – Орёл не ловит мух.
2) Experientia est optima magistra – Опыт – лучший учитель (букв.: лучшая учительница).
3) Nauta bonus ventum non timet – Хороший моряк ветра не боится.

УРОК IV

ГЛАГОЛЫ ТРЕТЬЕГО СПРЯЖЕНИЯ
СУПИН

Глаголы третьего спряжения распределяются в латинском языке между двумя группами: А и Б. К группе А относятся глаголы, оканчивающиеся в первом лице единственном числе на –о, а к группе Б – оканчивающиеся в первом лице единственном числе на –io. Сопоставим спряжение этих двух групп глаголов.

mitto, misi, missum, mitt?re – посылать facio, feci, factum, fac?re - делать

mitto mitt?mus facio fac?mus
mitt?s mitt?tis fac?s fac?tis
mitt?t mitt?nt fac?t faci?nt

Как видно из таблицы, конечный гласный основы ? во всех формах, кроме третьего лица множественного числа, заменяется на ?. В третьем лице множественном числе у глаголов группы А конечный гласный основы заменяется на ?, а у глаголов группы Б на звукосочетание i?.

Супин (Supinum)

Супином называется третья форма глагола; он всегда оканчивается на –um. Супин употребляется при глаголах движения для обозначения действия, которое является целью данного движения. На русский язык супин обычно переводится инфинитивом в сочетании с союзом «чтобы»: Magistra in scholam properat puellas doctum – Учительница идёт в школу, чтобы учить девочек.

Упражнение I
Образуйте указанную грамматическую форму от следующих существительных.

Filia – gen. pl., magistra – acc. sing., terra – acc. pl., bestia – dat. pl., schola – gen. sing., insula – abl. sing., vita – dat. sing., pirata – gen. pl.

Упражнение II
Переведите текст. Затранскрибируйте русскими буквами три первых предложения. Укажите род, число и падеж существительных, выделенных курсивом. Выпишите и проспрягайте все глаголы третьего спряжения. Укажите на их принадлежность к группе А или к группе Б.

Nauta filiae suae epist?lam scribit. Epist?la nautae longa est. Nautae filia epist?lam accipit et legit. Nauta in epistula filiae suae de ins?lis et de inc?lis ins?l?rum narrat. “Multae ins?lae – nauta scribit - inc?las non habent. In illis ins?lis solum bestiae habitant: simiae et viperae”. Nauta quoque de piratis et de pugnis contra piratas scribit. Nautae pir?tas non timent. Nautae pir?tas semper vincunt.

СЛОВА

accipio, acc?pi, acc?ptum, accip?re – получать
contra (c acc.) – против
habeo, habui, hab?tum, hab?re – иметь
hab?to, habit?vi, habit?tum, habit?re – жить, проживать
in illis – на этих
multae (f) – многие, многочисленные
non – не, нет pugna (f) – битва, сражение
semper – всегда
simia (f) – обезьяна
solum – только
sua – своя
vinco, vici, victum, vinc?re – побеждать
vip?ra (f) - змея

Упражнение III
Переведите предложения на латинский язык.

1) Ученицы идут в школу, чтобы слушать учительницу. 2) Мы идём в лес, чтобы увидеть (видеть) животных. 3) Учительница приходит в школу, чтобы рассказать ученикам о жизни нашей страны (terra). 4) Мы идём к алтарю, чтобы молиться.

СЛОВА

алтарь – ara (f)
видеть – video, vidi, visum, vid?re
к – ad (c acc.) молиться – oro, or?vi, or?tum, or?re
приходить – venio, veni, ventum, ven?re

Упражнение IV
Выучите следующие латинские пословицы.

1) Per fas et nefas – Через дозволенное и недозволенное (т. е. любыми средствами).
2) Justitia debet esse libera – Правосудие должно быть свободным.
3) Justa causa – Справедливое дело, законная причина.

УРОК V

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ МУЖСКОГО РОДА

Существительные второго склонения в латинском языке относятся к мужскому или среднему роду. В этом уроке мы рассмотрим имена существительные мужского рода. Они оканчиваются в именительном падеже единственном числе на –us или на –er. При этом необходимо отметить, что –er , в отличие от –us, является не окончанием в грамматическом смысле этого слова, но, скорее, словообразовательным суффиксом. Если посмотреть на приведенную ниже таблицу склонения, можно убедиться, что у имён существительных на –er в именительном падеже единственном числе окончание нулевое.

-us

N. lupus – волк lupi – волки
G. lupi – волка lup?rum – волков
D. lupo – волку lupis – волкам
Acc. lupum – волка lupos – волков
Abl. lupo – волком lupis – волками
V. lupe – волк! lupi – волки! -er

N. arb?t?r – судья arb?tri – судьи
G. arb?tri – судьи arb?tr?rum – судей
D. arb?tro – судье arb?tris – судьям
Acc. arb?trum – судью arb?tros - судей
Abl. arb?tro – судьёй arb?tris – судьями
V. arb?ter – судья! arb?tri – судьи!

Сравнивая между собой склонение существительных на -us и склонение существительных на –er, необходимо обратить внимание на следующие особенности: 1) существительные на –us имеют в звательном падеже единственном числе окончание –е, в то врем как у существительных на –er звательный падеж совпадает с именительным; 2) у существительных на –er в косвенных падежах, а также в именительном падеже множественного числа гласный ? перед r выпадает (arbiter, но arbitri).
Упражнение I
Просклоняйте следующие существительные.

Adversarius – «противник», magister – «учитель», dom?nus – «хозяин, господин», ager – «поле, пашня», servus – «раб», advoc?tus - «адвокат», studi?sus – «студент», discipulus – «ученик», libert?nus – «вольноотпущенник», culter – «нож».

Упражнение II
Переведите текст. Затранскрибируйте три первых предложения русскими буквами. Укажите род, число, падеж и номер склонения выделенных существительных.

Vic?nus meus arb?ter est. Arb?ter noster vir justus et labori?sus est. Arb?tri semper justi et labori?si esse debent. Viri et fem?nae cotidiane ad arb?trum cum causis suis veniunt. Hodie apud arb?trum multae causae privatae sunt. Nunc arb?ter reum audit. Reus arb?tro de caus? su? narrat. Arb?ter bonus semper aud?re reos debet. Reus culpam suam negat. Advoc?tus reum defendit. Reus advoc?to pecuniam dat. Rei semper advocatos habent.

СЛОВА

advoc?tus (m) – адвокат
ad (c acc.) – к
apud (c acc.) – у, при
arb?ter (m) – судья
bonus – хороший
causa (f) – дело
cotidiane – ежедневно
culpa (f) - вина
debeo, debui, deb?tum, deb?re – быть должным
defendo, defendi, defensum, defend?re - защищать
fem?na (f) – женщина
justus – справедливый labori?sus – трудолюбивый
meus – мой
nego, neg?vi, neg?tum, neg?re - отрицать
noster – наш
nunc – сейчас, ныне
pecunia (f) – деньги
privata – частная
reus (m) – ответчик, подсудимый
semper – всегда
venio, veni, ventum, ven?re – приходить
vicinus (m) – сосед
vir (m) – мужчина, человек

Упражнение III
Переведите на латинский язык следующие предложения.

1) Женщина приходит к судье, чтобы рассказать о своём деле. 2) Судьи слушают адваката. 3) Адвокаты защищают подсудимых. 4) Мой сосед – справедливый человек. 5) Мы – справедливые и трудолюбивые люди. 6) Мы хотим увидеть судью. 7) Вы хотите услышать адвоката. 8) Ты хочешь увидеть ответчика.

СЛОВА
хотеть – desid?ro, desid?r?vi, desid?r?tum, desid?r?re

Упражнение IV
Из упражнений I и II выпишите слова:

а) заимствованные русским языком без изменения значения;
б) заимствованные русским языком с изменением значения;
в) заимствованные изучаемым вами иностранным языком без изменения значения;
г) заимствованные изучаемым вами иностранным языком с изменением значения.

Упражнение V
Затранскрибируйте русскими буквами следующие латинские пословицы и выражения. Выучите их наизусть.

1) Ult?mus term?nus – Крайний срок.
2) Ibi victoria, ubi concordia – Там победа, где согласие.
3) Sententia facit jus – Решение (судебное) создаёт право.
4) Scrib?re est ag?re – Писать – значит действовать.

УРОК VI

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ СРЕДНЕГО РОДА
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Существительные второго склонения среднего рода
Существительные второго склонения среднего рода имеют в именительном падеже единственном числе окончание –um. Склоняются они следующим образом.

N. judicium – суд judicia - суды
G. judicii – суда judici?rum - судов
D. judicio – суду judiciis – судам
Acc. judicium – суд judicios – cуды
Abl. judicio – судом judiciis – судами
V. judicium – суд judicia - суды

Как мы видим на примере слова judicium, у существительных среднего рода совпадают формы именительного, винительного и звательного падежей. Эта особенность не ограничивается средним родом существительных второго склонения: в латинском языке у всех слов среднего рода (прилагательных, причастий, местоимений) именительный, винительный и звательный падежи всегда совпадают как в единственном, так и во множественном числе. Кстати, точно такая же закономерность наблюдается и в русском языке.

Повелительное наклонение настоящего времени действительного залога – Praesens imperativi active

Форма повелительного наклонения настоящего времени действительного залога единственного числа представляет собой основу инфинитива и образуется путём удаления окончания –re:

I спряжение II спряжение III спряжение IV спряжение
labor?re – работать
labor?! – работай! tac?re – молчать
tac?! – молчи! leg?re – читать
leg?! – читай! aud?re – слушать
aud?! – слушай!

Форма множественного числа повелительного наклонения образуется путём присоединения к форме единственного числа окончания –te

I спряжение II спряжение III спряжение IV спряжение
labor?! – работай!
labor?te!– работайте! tac?! – молчи!
tac?te! – молчите! leg?! – читай!
leg?te! – читайте! aud?! – слушай!
aud?te! – слушайте!

Обратите внимание на то, что у глаголов третьего спряжения конечный гласный основы ? переходит в ?.

Форма запрещения

Форма запрещения (не делай! не слушай! не пиши! не читай!) образуется путём постановки перед формой инфинитива вспомогательного слова noli: noli dormire – «не спи», noli accus?re – «не обвиняй», noli judic?re – «не суди» и др. Форма запрещения множественного числа образуется путём добавления к вспомогательному слову noli окончания –te : nol?te dormire – «не спите», nol?te accus?re – «не обвиняйте», nol?te judic?re – «не судите».

Имена прилагательные (Nomina adject?va) I – II склонений

С именами прилагательными этой группы мы уже несколько раз сталкивались в текстах (bonus, labori?sus, longa и др.). Прилагательные I – II склонений имеют три родовые формы – мужского рода, женского рода, среднего рода. Форма мужского рода оканчивается либо на –us либо на –er: bonus – «хороший», pulcher – «красивый». Прилагательные на –er встречаются значительно реже прилагательных на –us. Форма женского рода оканчивается на –a: bona – «хорошая», pulchra – «красивая». Прилагательные среднего рода оканчиваются на –um: bonum – «хорошее», pulchrum – «красивое».
Имена прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, по роду, числу и падежу. Прилагательные мужского рода изменяются по второму склонению (как существительные на –us или на -er), прилагательные женского рода изменяются по первому склонению, прилагательные среднего рода изменяются по второму склонению ( как существительные на -um).

Притяжательные местоимения (Pronomina possessiva)

Как и имена прилагательные, притяжательные местоимения латинского языка согласуются с существительными по роду, числу и падежу. Притяжательные местоимения мужского рода изменяются по второму склонению (как существительные на –us или на -er), притяжательные местоимения женского рода изменяются по первому склонению, притяжательные местоимения среднего рода изменяются по второму склонению ( как существительные на -um). Местоимение meus (муж. род, ед. ч. – «мой») имеет в звательном падеже единственном числе форму mi.

meus, mea, meum – мой, моя, моё
tuus, tua, tuum – твой, твоя, твоё
suus, sua, suum – свой, своя, своё
noster, nostra, nostrum – наш, наша, наше
vester, vestra, vestrum – ваш, ваша, ваше

Упражнение I
Просклоняйте следующие существительные.

Verbum – «слово», bellum – «война», otium – «отдых, досуг», templum – «храм», ex?mplum – «пример, образец», palatium – «дворец», ostium – «вход», testamentum – «завещание», tabulatum – «этаж».

Упражнение II
Переведите на латинский язык.

Приходи, побеждайте, работайте, считай, считайте, имей, пиши, пишите, слушайте, суди, дай, дайте, не пиши, не пишите, не слушай, не слушайте, не работай, не работайте.

Упражнение III
Образуйте мужской и женский род от прилагательных, данных в форме женского рода.

Odiosum – «ненавистное», molestum – «печальное», optimum – «наилучшее», latum – «широкое, обширное», magnum – «большое», justum – «справедливое, законное».

Упражнение IV
Образуйте мужской и средний род от прилагательных, данных в форме женского рода.

Mala – «плохая», nova – «новая», ultima – «последняя», sola – «единственная, одинокая», pura – «чистая», nigra – «чёрная», pigra – «ленивая, медленная».

Упражнение V
Образуйте указанную грамматическую форму от следующих существительных.

Lupus (acc. sing.), reus (gen. plur.), vir (dat. sing.), causa (acc. plur.), pop?lus (voc. sing.), stella (acc. sing.), magister (abl. sing).

Упражнение VI
Переведите текст. Укажите род, число, падеж и номер склонения подчёркнутых существительных; лицо, число, наклонение и номер спряжения подчёркнутых глаголов.

In opp?do nostro multa aedificia magna et pulchra sunt. En, in foro opp?di nostri templa et palatium vides. Apud palatium hortus est. Intr?mus in hortum. Multi viri et multae fem?nae in horto hodie amb?lant. Pu?ri parvi pil? ludunt. Puellae cantant et saltant. En, filias arb?tri nostri videtis. In horto plantae variae crescunt: bet?lae, rosae, pini. Amicis meis hortus semper valde placet. Venite in hortum nostrum.
СЛОВА
aedificium (n) – здание, строение
ambulo, ambul?vi, ambul?tum, ambul?re - гулять
bet?la (f) – берёза
canto, cant?vi, cant?tum, cant?re – петь
cresco, crevi, cretum, cresc?re – расти
forum (n) – площадь
hortus (m) – сад
intro, intr?vi, intr?tum, intr?re – входить
ludo, lusi, lusum, lud?re – играть
oppidum (n) – город (как правило, небольших размеров), крепость palatium (n) – дворец
pila (f) – мяч
pinus (f) - сосна
placeo, placui, plac?tum, plac?re – нравиться
pu?r (m) – мальчик
rosa (f) – роза
salto, salt?vi, salt?tum, salt?re – прыгать, плясать
templum (n) – храм
valde – очень
varius, a, um - различный

Упражнение VII
Из упражнений I, III, IV, VI выпишите слова:

а) заимствованные русским языком без изменения значения;
б) заимствованные русским языком с изменением значения;
в) заимствованные изучаемым вами иностранным языком без изменения значения;
г) заимствованные изучаемым вами иностранным языком с изменением значения.

Упражнение VIII
Затранскрибируйте следующие латинские пословицы русскими буквами. Выучите их наизусть.

1) Inter dom?num et servum nulla amicitia esse esse potest – Между хозяином и рабом никакой дружбы быть не может.
2) Non scholae, sed vitae disc?mus – Не для школы, но для жизни учимся.
3) Inter arma tacent musae – Среди оружия молчат музы.
4) Pecunia non olet – Деньги не пахнут.