Rss Feed
Яндекс.Метрика

О ГРАФИЧЕСКОМ ОБЛИКЕ БУКВ ПЕРМСКОЙ АЗБУКИ

(Концепция человека в современной философской и психологической мысли. - Новосибирск, 2001. - С.199 - 201. )

Пермская азбука была создана в ХIV веке православным миссионером Стефаном Пермским (в миру Степаном Храпом) для перевода текстов священного писания на язык предков народа коми. Азбука активно использовалась около ста пятидесяти лет, после чего почти полностью вышла из употребления. Как видно из приведённой ниже таблицы. Буквы, предназначенные для передачи согласных звуков имеют специальные названия; из числа букв, предназначенных для передачи гласных звуков, специальное название имеет только первая буква алфавита - ан. В этом отношении пермская азбука уникальна: в известных нам алфавитах специальные наименования либо присваиваются всем буквам (греческий, церковнославянский, армянский, грузинский), либо отсутствуют вообще (латинский, современный русский).

Пермская азбука

Буквы пермской азбуки могут быть разделены на три группы. В первую группу войдут символы, не имеющие прямых графических аналогов в других алфавитах мира: ан, жой, зата, е, рей, тай, шой, я. Ко второй группе относятся символы, совпадающие по начертанию с буквами других алфавитов (славянского и греческого), но отличающиеся от них фонетическим значением. Так, буква дой представляет собою по начертанию греческую лямбду, буква лей пишется также, как славянская ижица, а начертания таких букв, как коке, у, чоры совпадают с начертаниями русских Д, Н, З. Третью группу составляют заимствования из греческого и славянского алфавитов: буква гай представляет собою скорописное начертание русской буквы Г, буква си практически не отличается от русской С, а буква нено ничто иное , как греческое Ню. Буква и представляет собою заимствование сразу из двух алфавитов: это одновременно и славянское "И десятиричное" и греческая Иота.

Наличие в пермской азбуке знаков первой категории - символов, не имеющих графических аналогов в других алфавитах, не требует специального объяснения: создатель оригинальной системы письма всегда стремится к тому, чтобы знаки его алфавита отличались своими начертаниями от букв других алфавитов. Объяснений требует наличие в пермской азбуке символов второй и третьей группы.

Трудно предположить, что Стефан Пермский, один из образованнейших людей своего времени, обладал настолько бедной фантазией, что не мог придумать оригинальных начертаний для двадцати с небольшим букв. Следовательно, мы должны предположить. что Стефан Пермский ввёл в свою азбуку знаки второй и третьей группы сознательно. Чтобы понять, для чего это было сделано, необходимо вспомнить, с какой целью создавалась пермская азбука: она создавалась для того, чтобы крестить языческий до тех пор народ, для того, чтобы изложить с её помощью тексты Священного Писания. Это была христианская азбука и она должна была встать в один ряд с другими алфавитами христианского мира.

Какие же алфавиты, кроме кириллического, знал Стефан Пермский? Из его жития нам известно, что кроме родного русского и церковнославянского он хорошо владел греческим языком, и, следовательно, знал греческий алфавит. Кроме того, можно предположить, что он был знаком с латинским алфавитом. Три алфавита христианского мира (славянский, греческий, латинский) находятся во вполне определённых отношениях между собой. Во всех этих трёх алфавитах имеется ряд букв, общих как по начертанию, так и по фонетическому значению: А, О, I. Есть также ряд букв, имеющих в этих трёх алфавитах одинаковые начертания, но различные фонетические значения. Так, для грека или для славянина начертание Х передаёт звук [х], в то время как для человека латинской традиции эта буква обозначает сочетание [кс]. Буква Р в славянской и греческой азбуках обозначает звук [р], в то время как в латинской - [п]. И, наконец, в каждом из трёх алфавитах имеются буквы, в других алфавитах отсутствующие. Так, буквы Ы, Ъ, Ь, Ж, Ш, Щ, Ч встречаются только в славянской азбуке, а F, L, G, R - только в латинской. Итак, в славянском, латинском и греческом алфавитах мы, также как и в пермской азбуке, встречаемся с тремя различными группами букв: символы, не имеющие графических аналогов в других системах письма, буквы, совпадающие по начертанию с буквами других алфавитов, но имеющие отличное от них фонетическое значение и буквы, совпадающие с буквами других алфавитов как по начертанию, так и по своему фонетическому значению. Таким образом, совершенно сознательно введя в свою азбуку знаки второй и третьей группы, Стефан Пермский вписал созданный им алфавит в общий ряд с такими христианскими письменностями, как славянская, латинская и греческая.