Rss Feed
Яндекс.Метрика

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ ИСТОРИИ

ХОККУ И ТАНКА

Помнится, читал я курс теории литературы в маленьком, но гордом частном ВУЗе - Новом сибирском университете. И, рассказывая студентам об особенностях строфики в различных поэтических жанра, не обошёл вниманием японские хокку и танка. Достал какую-то антологию восточной поэзии, дабы продемонстрировать обучаемым чадам образцы этих жанров, и тут обнаружил, что переведены они были на русский обычным верлибром, без учёта требуемого количества слогов в строке: 5-7-5 в хокку и 5-7-5-7-7. в танка. Объяснив студентам, что имеющиеся у нас переводы не соответствуют структурным особенностям оригиналов, я задал им на дом переделать их так, чтобы количество слогов в каждой строке полностью соответствовало японскому поэтическому канону. И ведь справились! К сожалению, я не сохранил эти образцы студенческого творчества.....

Я ПРИШЛО

Помнится, однажды на лекции в НГУ я мимоходом заметил, что формы типа " я пришло" в русском языке невозможны, поскольку в нем отсутствуют имена существительные среднего рода, обозначающие разумных говорящих существ. И что вы думаете? На
следующее занятие одна из студенток притащила мне сказку про Лихо Одноглазое...

РАСИСТ

Помнится, упрекнул я одного студента за плохое знание Пушкина и услышал в ответ:
- Я принципиально не читаю негритянских поэтов!

ЯЗЫКИ ШВЕЦИИ

Завершаю лекцию по введению в языкознание.
- Вопросы есть?
Первокурсница тянет руку.
- Скажите, Алексей Юрьевич, а в какой стране говорят на шведском языке.
- В Швеции... - слегка обалдеваю от вопроса.
- Странно, я думала в Швеции все по-английски разговаривают.

НОВИЦИАТ

Я много где преподавал. В государственных университетах. В частных институтах. В школах. А однажды - в иезуитском новициате.
Первое занятие по латинскому языку. Латинский алфавит. Правила чтения. Существительные первого склонения. Глаголы первого спряжения.
- На сегодня всё. Есть вопросы?
- Вы знаете, у меня вот вопрос. Вы сказали, что stella - это существительное, а amare - это глагол. А в чём разница?

СОЧИНЕНИЯ

Вспомнилось одно творческое задание, которым я в течение многих лет нагружал своих студентов. От них требовалось придумать одно такое предложение, в котором было бы ровно шесть существительных, при том, чтобы первое из них стояло в именительном падеже, второе - в родительном, третье в дательном, и так далее, в стандартном порядке, вплоть до предложного. Между этими существительными, могло быть натолкано, разумеется, всё, что угодно. Лучшая версия звучала примерно так: Сын начальника подарил другу книгу с золотым тиснением на переплёте.
А ещё студенты писали у меня сочинение на свободную тему, но с обязательным условием: все существительные в нём должны были быть неизменяемыми. Кофе, жабо, кунгуру...

КОФЕ

Веду занятие по русскому языку.
- А вы знаете, Алексей Юрьевич, что теперь кофе официально среднего рода?
- Вот когда вы принесёте мне из магазина пачку с надписью "Кофе растворимое", "Кофе молотое", "Кофе зерновое", или ещё что-нибудь в этом роде, тогда мы и обсудим этот прецедент. А пока на моих уроках кофе - мужского

ПЕРВЫЙ НАБОР

Помнится, готовились мы к нашему первому набору на только что созданный иняз Новосибирского классического института. Диалог с ректором:
- Дмитрий Олегович, а какие у нас будут вступительные тесты?
- Никаких, Алексей Юрьевич. Мы и так знаем, что они ничего не знают!

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК

Открываю дверь в ректорат.
- Дмитрий Олегович, вызывали?
- Да, Алексей Юрьевич, у нас небольшая проблема. Пришли новые требования из министерства. Если раньше в программе был курс латинского языка, который вы, собственно и читаете, то теперь - древние языки и культуры. Понимаете: во множественном числе. В качестве основного мы, конечно, оставим латинский, но нужно добавить ещё хотя бы два. Для ознакомления. Часов по двадцать на каждый. Придумаете, что-нибудь?
- Конечно, Дмитрий Олегович, что-нибудь придумаю.
Первый язык возник в голове сразу: древнегреческий. Когда-то в НГУ нам читали краткий обзорный курс древнегреческого, и пересказать что-нибудь из своих старых студенческих конспектов не составляло большой проблемы. А вот второй...
Путь от института до остановки лежал мимо роскошного двухэтажного книжного магазина, в который я не преминул заглянуть. Подхожу к столику с новыми поступлениями и... О чудо! Передо мной лежит книга: Рональд Боневиц. "Твои первые иероглифы". Простенькое пособие для любителей по древнеегипетскому языку. И стоит недорого. Срочно покупаю книжку и бегу обратно в институт, в ректорат.
- Дмитрий Олегович, мы будем преподавать у нас древнеегипетский! Вот, учебники надо закупить для библиотеки.
Уже на следующий день библиотека Новосибирского классического института была укомплектована вышеупомянутым трудом господина Боневица, А ещё через пару недель студенты нашего иняза учились писать по-древнеегипетски свои имена... Нет, египтологом я не стал, но изобразить иероглифами своё имя, или название родного города - могу и сейчас!

ШЕКСПИР

Веду урок литературы в специализированной школе с гуманитарным уклоном.
- Дети, вы знаете, кто такой Шекспир?
Один из учеников тянет руку.
- Это писатель такой!
- А что он написал? - спрашиваю я, радуясь что в классе есть такой эрудированный ребёнок.
- Романы и послоВИЦЫ.

ВОСЕМДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ ВЕК

Принимаю экзамен по истории языкознания.
- Первые труды по грамматике появляются у англосаксов в восемьдесят девятом веке...
- Маша, в восемдесят девятом веке до нашей эры там ещё только мамонты бегали...
- Алексей Юрьевич, нк почему до нашей? Нашей эры!
- Маша! Мы в каком сейчас с вами веке живём?
-... ну, не знаю, Алексей Юрьевич... у вас в лекциях так сказано....
- Маша! Лекции писать нужно внимательние! И дефис между цифрами 8 и 9 не пропускать!

ПЕГАС

Девушка Алиса всегда отличалась некоторой экстравагантностью.
- Алексей Юрьевич, а можно я буду сегодня лекцию стоя писать.
- Конечно, как хотите, так и пишите. А в чём, собственно, дело? - полюбопытствовал я.
- Понимаете, Алексей Юрьевич, я себе татуировку на попе сделала, она ещё не зажила....
- Ой, а что там у тебя? - обступили девушку любопытные однокурсницы.
- У меня там пегас! - гордо ответила Алиса, - вот пойдём на перемене в туалет, я вам покажу!
"Лучшего стойла для пегаса не найти", - подумал я и объявил тему очередной лекции по "Введению в языкознание".

СЕЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Лекция по теории литературы.
- Классическим образцом жанра элегии является "Сельское кладбище" Жуковского. Вот, кстати, и домашнее задание: выучите его наизусть.
Я не перечитывал "Сельское кладбище" со студенческих лет, и несколько подзабыл размеры этого произведения. И только вечером, после ужина, заглянув в книгу, понял, на что я обрёк своих студентов. Это же невозможно....! Оказалось, что возможно. ВЫУЧИЛИ ВСЕ! Следующие две пары теории литературы были посвящены тому, что я слушал сию элегию в исполнении моих студентов.

ГЛАЗ ВОПИЮЩЕГО

Давно это было. Работал я тогда в небольшом частном ВУЗе, под названием Новосибирский классический институт, среди прочего, читал курс "Введение в языкознание", традиционный для всех филфаков и инязов страны. Лекция была посвящена фразеологии.
- Некоторые фразеологизмы имеют библейское происхождение. Вот, например, глас вопиющего в пустыне...
У меня есть привычка во время лекции не стоять на месте, но прогуливаться между рядами. И вот, гуляя между партами, я вижу у одной из студенток аккуратным девичьим почерком ГЛАЗ вопиющего...
- Дети, предъявите мне конспекты! ...
У всей группы ГЛАЗ!!!
С тех пор все примеры пишу на доске крупными печатными буквами...

ХОККУ

Помнится, читал я курс теории литературы в маленьком, но гордом частном ВУЗе - Новом сибирском университете. И, рассказывая студентам об особенностях строфики в различных поэтических жанра, не обошёл вниманием японские хокку и танка. Достал какую-то антологию восточной поэзии, дабы продемонстрировать обучаемым чадам образцы этих жанров, и тут обнаружил, что переведены они были на русский обычным верлибром, без учёта требуемого количества слогов в строке: 5-7-5 в хокку и 5-7-5-7-7. в танка. Объяснив студентам, что имеющиеся у нас переводы не соответствуют структурным особенностям оригиналов, я задал им на дом переделать их так, чтобы количество слогов в каждой строке полностью соответствовало японскому поэтическому канону. И ведь справились! К сожалению, я не сохранил эти образцы студенческого творчества.....

СТУДЕНТЫ

Помнится, когда-то очень давно отец рассказал мне одну историю, которая до сих пор не даёт мне покоя. Один из его друзей и, кажется, однокурсников, преподавал одно время в какой-то дружественной Советскому Союзу африканской стране. Как-то раз, после лекции к нему подошли всей группой студенты и сказали, что если они впредь будет пересказывать им учебник, они откажутся от его услуг. Они настаивали на том, чтобы он давал им ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ информации, нежели есть в учебнике. Я преподаю более тридцати лет. И за это время НИ ОДИН СТУДЕНТ не обратился ко мне с подобной просьбой. Вот просьбу отпустить на перемену пораньше я слышал регулярно!
До Африки нам ещё расти и расти...

ЛАТЫНЬ

Надоело мне однажды работать "на дядю", и я решил открыть собственный бизнес. Разумеется, преподавательский. Так возникло ООО "Лингвист", языковая школа. Что мы там только не преподавали! И польский, и корейский, и украинский, и грузинский! На любой язык хоть несколько клиентов да находилось!
А однажды пришла девушка, пожелавшая выучить латынь. Поскольку латынь у нас ранее никто не спрашивал, я, естественно, полюбопытствовать, зачем это ей надо...
- Я с парнем своим поспорила!
И ведь добросовестно занималась целый год...

КОФЕ ДЛЯ ВОСКРЕСШЕЙ ДЕВУШКИ

В экзаменационных заданиях по польскому языку у меня была представлена только та лексика, которую мы проходили на уроках и каковая была обязательна для заучивания. По этой причине использование словарей было запрещено. Конечно, некоторые нерадивые студенты пытались заглянуть быстренько в словарик под партой, но ведь второпях да под партой всего не углядишь, а первый выхваченный взглядом перевод не всегда оказывается тем, что нужно.
У студентки, кроме всего прочего, в задании был перевод с русского на польский фразы: "В воскресенье с утра я пила кофе".
- W zmartwychwstanie z rana...
Для тех, кто не владеет польским языком, поясняю: zmartwychwstanie - это воскресение из мёртвых, а последний день недели называется по-польски niedziela.

ПРИКАЗ

История эта произошла в начале 90-х годов теперь уже прошедшего столетия. Я работал тогда в новосибирском пединституте, преподавал латынь и введение в языкознание.
Однажды к нам на факультет поступили несколько крепких коротко стриженных парней с полувоенной выправкой. Держались они подчёркнуто вежливо, были немногословны, с однокурсниками почти не общались.
С учебой у них не заладилось с самого начала. Как ни старались парни (а они действительно старались), не лез в них иностранный язык, а уж теордисциплины...
Однажды я поинтересовался в деликатной форме у одного из них, что, собственно, они забыли на факультете, к которому у них нет ни малейшей склонности? Прозвучавший ответ расставил все точки над ї:
- Вождь приказал учиться!

В АМЕРИКЕ

Воспоминания бывают разные: иные о делах тридцатилетней давности, иные о вчерашнем дне. Сегодняшнему моему мемуару возраст - неделя.
Идёт регистрация учеников в русской школе Лос-Анджелеса, где я имею честь работать. Девочка тетьекласница, которую я весь прошлый год пытался обучить языку Пушкина и Агнии Барто, кидается ко мне с радостным криком:
- Мой учительница!